
Практика Beferending International, Life Line, российских "Телефонов Доверия" и подобных организаций, оказывающих психологическую помощь достаточно богата примерами включения домашних животных в психологическую жизнь индивида. Причём включения самого активного, глубоко значимого: в семейные системы, в окружение, крайне близкое к "Я" человека.
Основания для столь значимого включения домашних животных в семейные системы следует искать в феноменах, открытых Зигмундом Фрейдом - в механизмах психологической защиты.
Проекция. В контексте семейной психотерапии мы наблюдаем проецирование на домашнее животное (кошку, собаку, морскую свинку, попугая и т. п.) как негативных, так и позитивных чувств. Пинок, данный собаке, и грубая брань, адресованная ей каким-либо мужчиной, на самом деле предназначается его собственной жене или другим членам семьи (тёще, падчерице, дочери и др.) То же касается и положительного отношения к животному. Кроме того, животному приписываются определённые черты характера, присущие члену семьи.
Механизм идентификации также играет существенную роль для включения домашнего животного в семейную систему. Часто наблюдаются следующие обращения к домашним животным: "Ты такой же, как я - ..." далее следуют эпитеты от "одинокий, шелудивый" до "гордый, красивый".
Возможно обращение одного члена семьи к другим её членам с протестом против их отношения к животному, с которым он себя идентифицирует.
В то же время данный член семьи отличается прямо противоположным отношением к этому животному. И, вероятно, реже - присоединением к отрицательному (совпадающему с общим) отношению. Последнее можно рассматривать и как защитную реакцию, и как отрицательное отношение к собственному "Я".
Замещение также часто присутствует в семейных системах, особенно в неполных. Например, в семье отсутствует отец (муж) - его место занимает пёс или кот. Ещё чаще животные замещают детей - не рождённых, умерших, уехавших...
В реальном случае из нашей практики женщина, не реализовавшая установки родительской семьи о том, что в семье должно быть много детей, разводит много кошек. Облегчает возникновение различных реакций типа проекции, переноса, идентификации и сходство отдельных характеристик домашнего животного и конкретного члена семьи. Например, идентичность пола, имени (прозвища, клички), возраста. При видимом отсутствии сходных черт таковые все-таки приписываются домашнему животному.
Существуют опосредованные проявления действия этих же механизмов. Например, перенос чувств не непосредственно на какое-либо домашнее животное, а на предмет, его символизирующий (игрушку, открытку, сувенир...)
При наличии в семье нескольких животных названные выше отношения накладываются на всех животных. Взаимодействия между животными описываются как взаимодействия между людьми в данной семейной системе.
В процессе семейной психотерапии наличие в семье домашних животных, отношение к ним имеют важное диагностическое значение. Семейному психотерапевту (психологу-консультанту) помогает как наблюдение за членами семьи, так и ряд психодиагностических методик ("Скульптура семьи", "Кинетический рисунок семьи").
Домашние животные могут использоваться и в самом процессе психотерапии, причём и как символические объекты, и как участники психотерапевтических сессий.
В. Ю. Меновщиков, кандидат психологических наук, доцент, докторант Лаборатории научных основ консультирования и психотерапии Психологического Института РАО, академик Московской академии социального образования.
Понравился материал? Поделись ссылкой с друзьями...