Как понять, что нечто в терапии происходит не так? Как
психолога меня очень радует тот факт, что в последнее десятилетие
психологическая практика и обращение за психотерапевтической помощью становятся всё более востребованными и
распространёнными. Люди со всё большим доверием обращаются к специалистам в
сфере консультирования и психотерапии, получают свой личный клиентский опыт и,
как следствие, растет их личная осознанность и психологическая грамотность.
Вследствие такого роста у "зрелых клиентов" закономерно возникают
новые вопросы о терапии и её процессе.
В том числе - это вопросы о так называемом "нарушении границ".
На специализированных психологических форумах с устойчивой периодичностью разворачиваются клиентские обсуждения о том, что считать нарушением границ, а что – нет, каковы последствия, и как далее себя вести. Обращает на себя внимание тот факт, что накал страстей в подобных темах нешуточный, и общий эмоциональный фон в них изобилует тревогой, гневом, беспомощностью и откровенным непониманием случившегося. Стоит отметить, что значительная часть подобных обсуждений не связана с действительным нарушением границ, а организована зачастую вокруг, например, гнева на аналитика по разным причинам (ах, как жаль, что эта тема не была привнесена в терапию напрямую, а отзвучала вовне!). Да и констатировать нарушение границ в условиях интернет-обсуждения вряд ли возможно, т.к. обычно звучит мнение только одной участвующей стороны, а для понимания картины целиком этого недостаточно. Но факт остается фактом: вопрос границ терапии сегодня весьма актуален, и клиенты хотят быть осведомлены в этом вопросе.
Чтобы разобраться в вопросе, давайте обсудим:
Как распознать нарушение границ (как таковое может проявиться в вашей личной терапии).
Какие последствия имеет нарушение границ.
Что делать, если нарушение границ всё же произошло.
I. Как распознать нарушение границ (в данном разделе я исхожу из аналитических представлений о терапии и необходимых границах).
Итак, ваши границы как клиента действительно были нарушены, если:
- Если аналитик предлагает вам/поощряет/допускает/инициирует общение вне консультационного пространства (например, дома у него или у вас) и пытается организовать с вами отношения, выходящие за рамки терапии.
- Если аналитик предлагает вам обмениваться какими-то услугами ("Можете расплатиться не деньгами, а дизайн-проектом для моей квартиры"), или просит вас об одолжениях/услугах любого рода.
- Если аналитик пытается связаться и установить отношения с другими членами вашей семьи, не являющимися его клиентами, обсуждает вас с ними. Примечание: при семейном консультировании аналитик действительно взаимодействует с несколькими/всеми членами семьи, но при этом не организуется никакого тайного общения и обсуждений, исключающих кого-то: все члены семьи присутствуют на консультации, открыто участвуют в общих обсуждениях и состоят в одинаковых отношениях с терапевтом в пределах консультационного кабинета. К тому же, в рамках семейной терапии "клиентом" считается вся семейная система, а не кто-то один. Поэтому нарушением границ подобный контакт с членами семьи не является.
В некоторых случаях нежелательным пересечением границ будет принятие вашим терапевтом в консультирование/терапию близких членов вашей семьи.
- Если терапевт приглашает вас на свидание или каким-либо иным образом намекает на возможность развития романтических отношений (здесь мы уже отчетливо видим опасную «расплывчатость» ролей, приводящую к неопределенности в вопросе «Кто мы друг другу»).
- Границы грубо нарушаются, если терапевт позволяет себе какие-то прикосновения, не имеющие терапевтического значения или, тем более, носящие сексуальный характер. Примечание: некоторые виды терапии (телесно-ориентированная терапия, ряд психодраматических техник) допускают прикосновения, но последние достаточно нейтральны и осуществляются с позволения клиента/протагониста. И, само собой, не имеют сексуальной окраски.
- Естественно, сексуальные отношения будут являться грубым нарушением терапевтических границ.
II. Какие последствия может иметь нарушение терапевтических границ?
Для понимания последствий важно помнить, что терапия - это отношения, основанные на доверии и отсутствии использования. Тут клиент приобретает ценный опыт построения зрелых и открытых отношений, учится безопасно для себя предъявлять свои чувства, потребности, не боясь в своей открытости быть оценённым или использованным в чужих интересах. Для того чтобы эти цели были достигнуты, нужны границы (читай = определённость и безопасность, абсолютная понятность ролей без их смешения). Как только начинается смешение ролей и злоупотребление - терапия заканчивается.
Даже менее тяжёлые пересечения терапевтических границ (например, аналитик и клиент начинают "дружить", общаться вне кабинета) искажают основные задачи и суть терапии. Как только возникает та самая «расплывчатость» ролей, как только четкое и безопасное взаимодействие «терапевт – клиент» обрастает не относящимися к делу деталями, терапия начинает превращаться в нечто совершенно иное. Например, известны случаи, когда взаимодействие «терапевт – клиент» дополнялось ролями «компаньоны по отдыху», и даже «партнеры по финансовым инвестициям» (!). Естественно, о нейтральности и независимой позиции аналитика в данных случаях речь вести уже нельзя. Грубые же нарушения (ответ на сексуальную провокацию, принятие финансовой «премии» вне обычной почасовой оплаты) приводят к эксплуатации клиента, потере им доверия к процессу и, что наиболее пагубно, к обесцениванию своего клиентского опыта и сделанных в ходе него открытий. В связи с нарушением границ клиенты могут ощущать беспомощность и небезопасность, теряют доверие, как к конкретному специалисту, так и к психотерапии в целом (что вообще лишает некоторых клиентов возможности и надежды хоть когда-нибудь получить помощь).
III. Что делать, если произошло нарушение границ?
Т.к. нарушение границ происходит не само по себе, а в терапевтической работе с психологом, так же и их восстановление должно происходить в терапевтической работе, т.е. в контакте с другим человеком. Это не та часть работы, которую можно сделать дома самостоятельно. Терапии важно продолжаться, и сейчас мы попробуем разобраться, возможно ли это с прежним специалистом.
Если нарушение границ не было грубым (т.е. не имел место секс или, например, нарушение конфиденциальности), и вам удалось сохранить значительную часть своего доверия к вашему аналитику, имеет смысл продолжить работу с ним, вручив ему свою злость и иные чувства, связанные с его действиями. Ответьте себе на вопрос: "Вижу ли я сейчас для себя возможным остаться в работе с данным специалистом, предъявить ему свой гнев и честно обсудить с ним мою реакцию на его действия/слова?".
Если это для вас возможно, то ближайшей целью работы будет предъявление аналитику своих чувств по поводу произошедшего и открытое обсуждение того, что это для вас изменило, и как теперь вам обоим относиться к случившемуся.
Будет важным подобрать максимально точные слова для своих переживаний ситуации и озвучить, что вы, возможно, почувствовали себя преданными терапевтом в определенный момент, ощутили серьезную утрату доверия и хотите уйти из терапии и т.п. Или, например, испытали замешательство и сомнения и не знаете, как понимать какие-то его слова/действия и т.п.
Выслушайте обратную связь вашего аналитика, внимательным образом следите за своими ощущениями: есть ли чувство, что вас услышали, и что аналитик искренне и открыто исследует свою долю ответственности в ситуации? Ощутили ли вы в результате этого обсуждения восстановление контакта, восстановление доверия? Если да - есть весомые основания считать, что дальнейшая работа в прежнем терапевтическом альянсе жизнеспособна и перспективна.
Что конкретно вы можете делать для себя сейчас сами (особенно если было принято решение о прекращении терапии):
- быть очень внимательными к своим переживаниям по поводу произошедшего.
- поддерживать хороший контакт со своими чувствами: осознавать свое недоверие, возможно, тревогу, страх; стараться выражать их словами (устно, если есть кому, или письменно – в работе с дневником). Осознавать свою злость на аналитика, осознавать, что вы имеете на неё право, имеете право быть разочарованными, растерянными от случившегося.
- увеличивать отчетливость своего понимания произошедшего: что на самом деле случилось, насколько и в чем повлияло на вас; попытаться разделить, кто и за что конкретно несёт ответственность в этой ситуации.
При этом важно помнить: вряд ли возможно обеспечить себе в полном объёме самостоятельно ту работу по восстановлению границ (и – главное – доверия), которая выполнима только вместе со специалистом. Если были нарушены межличностные границы, то восстановить их можно в межличностных же отношениях. т.е. в продолжающейся терапевтической работе. А будет ли она продолжаться с прежним специалистом, или же с другим – решать вам.
Читайте по теме:
·Габбард Г., Лестер Э. «Психоаналитические границы и их нарушения».
·Калиненко В.К. «Границы в анализе: юнгианский подход».
·Дж.Вайсс «Как работает психотерапия».
Сакурова Ксения, практический психолог.
http://www.sakurova.ru
Понравился материал? Поделись ссылкой с друзьями...